Делаем госзаказ доступным!
До 01.07.20 г. страны, входящие в состав ЕАЭС, совместно разработают проект соответствующего договора.
По словам представителя центра деловой информации Kapital.kz, в планах у Евразийской экономической комиссии – устранение преград, с которыми и сейчас сталкиваются поставщики из стран, входящих в состав Евразийского экономического союза, при выходе на рынок госзакупок РФ.
В настоящее время отечественные организаторы государственных закупок в качестве тендерного обеспечения принимают гарантии лишь кредитных учреждений, включенных в список Министерства финансов России. Для попадания в данный список кредитное учреждение должно удовлетворять ряду требований, к примеру, иметь кредитный рейтинг отечественных рейтинговых агентств, получение которого доступно лишь для российских банковских организаций. Это приводит к созданию для участников тендеров из других государств-участников Евразийского экономического союза преград и предоставляет преимущество отечественным поставщикам.
До 01.07.20 г. комиссия разработает проект межгосударственного Договора по взаимному признанию гарантий банка, способствующий, по словам главы отдела конкурентной политики и политики в сфере госзакупок Евразийской экономической комиссии А. Джумабаевой, урегулированию применения и признания гарантий банка, для коммерческих кредитных учреждений всех государств-участников Евразийского экономического союза.
- Алия Маратовна, какое влияние этот Договор может оказать на кредитные учреждения и бизнес государств-участников Евразийского экономического союза?
- Мы считаем, что признание гарантий банка для обеспечения участия в госзакупках в других государствах-участниках ЕАЭС положительно скажется на бизнесе, которому будет предоставлена возможность равного с поставщиками из России участия в тендерах, проводимых в РФ. Одновременно с этим внутри государств кредитные учреждения будут соперничать друг с другом, хотя полноценно обсуждать повышение конкурентоспособности банковских организаций и банковского сектора на данный момент рано – Соглашение о Евразийском экономическом союзе подразумевает формирование общих рынков в этой отрасли лишь к 2025 г. Мы уверены, что все кредитные учреждения стран-участниц ЕАЭС, которые соответствуют установленным общим требованиям, могут быть задействованы в обеспечении участия в государственных закупках в других государствах-членах ЕАЭС. Эта возможность сделает участников государственных закупок более конкурентоспособными и увеличит эффективность расходования денег из бюджета.
- С какими трудностями в данный момент сталкиваются государства-участники Евразийского экономического союза, участвующие в государственных закупках в РФ?
- Соглашение о Евразийском экономическом союзе провозглашает, что законами каждой страны-участницы ЕАЭС должны быть регламентированы по меньшей мере 2 способа обеспечения заявки и выполнения условий контракта – гарантийный денежный взнос либо гарантия банка. Это позволит защитить интересы заказчика, если поставщик не выполнит возложенные на него обязательства.
Если говорить об обеспечении заявки через гарантию банка, российскими законами предусматривается признание гарантий банка, выданных исключительно кредитными учреждениями России, которые включены в реестр Министерства финансов и имеют соответствующий рейтинг кредитных агентств РФ (АКРА и Эксперт РА). В этом случае не признаются гарантии кредитных учреждений других государств-участников Союза, что приводит к ограничению доступа потенциальных поставщиков к государственным закупкам РФ. При этом аналогичные требования и ограничения в законах других стран-участниц ЕАЭС отсутствуют.
Также прошу принять к сведению, что в конце лета текущего года по итогам совещания Совета Евразийской экономической комиссии российскому Правительству предложили внести в законы корректировки, предусматривающие возможность признания на переходный период (до одобрения и вступления в силу составляемого Договора) банковских гарантий Евразийского Банка Развития и Межгосударственного банка.
- Что нужно изменить в законах государств-участников Евразийского экономического союза для адаптации проекта межгосударственного договора, упомянутого Вами?
- На данный момент обсуждать то, какие именно корректировки нужно внести в законы стран-участниц Союза, рано. На многое повлияют требования и условия, включенные в Договор. К примеру, если стороны придут к соглашению, может быть, будут нужны корректировки, которые предполагают ведение реестра кредитных учреждений и реестра гарантий банка для государственных закупок.
- Какие экономические задачи может решить проект Договора для каждого государства-участника Евразийского экономического союза в целом и для Казахстана в частности? На что он может повлиять на практике?
- Объем рынка государственных закупок Евразийского экономического союза достигает 122 миллиардов долларов. Предполагается, что создаваемый Договор обеспечит возможность взаимного и равного доступа потенциальных поставщиков из государств-участников Союза к государственным закупкам. Это позволит ускорить развитие интеграции и выполнение требований Соглашения о Евразийском экономическом союзе.