Делаем госзаказ доступным!

8-800-700-28-78 Профессиональная
консультация
Запрос звонка

Корректировки, внесенные в 44-ФЗ и вступившие в действие 01.07.19 г.

 

В конце весны вступил в действие ФЗ от 1 мая 2019 г. № 71, вносящий значительные корректировки в законопроект о системе контрактов в отрасли закупок. Внесенные корректировки призваны ускорить процедуры, повысить их конкурентность и упростить процесс становления участником закупок для малых предпринимателей.

Весомый повод для внесения комплексных корректировок в законопроект 33-ФЗ был найден в 2018 г. Из-за перевода всей системы в электронный формат процесс закупок стал проходить еще проще и быстрее. По итогам нововведения выбрали восемь электронных торговых площадок: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка, Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом, Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг. Каждая из них сотрудничает с 22 частными кредитными учреждениями и пользуется Единой информационной системой.

Развитие системы контрактов происходит на основе одобренной Концепцией повышения эффективности затрат из бюджета в 2019-2024 гг., в которой достижение конкурентности и открытости системы закупок для удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей признается главной целью в пределах модернизации системы контроля финансовых потоков.

Корректировки в ФЗ-44, которые будут способствовать ускорению процесса организации закупок

1. Сокращение периода опубликования уведомления о процедуре

С 01.07.19 г. доступно опубликование уведомления на завтрашний день после корректировки плана-графика. Напомним, раньше был актуален существенно более долгий срок – не раньше, чем через десять дней после корректировки плана-графика.

2. Повышение лимита начальной (максимальной) цены короткого аукциона – с периодом размещения уведомления 1 неделя.

До этого для таких аукционов существовало ограничение – их можно было проводить лишь для закупок меньше 3 миллионов рублей. С 01.07.19 г. уровень повысился до 300 миллионов рублей, а для строительства – до 2 миллиардов рублей. Это поможет в несколько раз увеличить число закупок с существенным ускорением процедуры.

3. Сокращение периода рассмотрения заявок и организации торгов

Аукционные сроки не остаются постоянными и у заказчика. Первые части заявок в коротком аукционе рассматриваются в пределах одного рабочего дня. А сроки длинного аукциона существенно сократились: если начальная (максимальная) цена больше 300 000 000 рублей либо 2 миллиардов для строительства, предусмотрено сокращение периода с недели до трех рабочих дней.

4. Изменение дня старта торгов

С 01.07.19 г. это 1-й рабочий день, который следует за днем изучения первых частей заявок, а для строительства – через 4 ч. после обнародования протокола по первым частям. В данной ситуации время устанавливает торговая площадка, которое совпадает с местным временем заказчика.

Почему именно 4 ч. для строительства? В первую очередь потому, что с недавнего времени составной частью аукционных документов являются проектные документы. Итак, участнику теперь не нужно в первой части заявки указывать огромный перечень того, что он готов выполнить. Он просто может указать, что согласен, без предоставления каких-то добавочных данных. Заказчик не будет оформлять протокол по первым частям заявки.

Протокол первых частей будет рассматриваться в тот период, когда окончится подача заявок. Так как протокол отсутствует, аукцион по строительству стартует через 4 ч. после завершения периода подачи заявок.

5. Изменение шага аукциона

Теперь отменяется недавно установленный нижний предел – сто рублей. Но при преодолении нулевой отметки шаг аукциона изменится. По факту можно предлагать 0-5% от МЦК при преодолении нулевой отметки, что соответствует ста миллионам рублей.

Итак, шаг аукциона может составлять от 0 до 5 миллионов рублей.

6. Возникновение права заключения договора с любым поставщиком, который соответствует требованиям, если за одну процедуру заявки не подаются дважды

Ранее закон предполагал в такой ситуации инициирование новой процедуры, что приводило к растягиванию сроков торгов. Корректировки, внесенные в 44-ФЗ и вступившие в силу 01.07.19 г., гарантируют заключение договора с любым поставщиком, соответствующим требованиям, указанным в проектных документах. Но это станет возможным лишь после предварительной проверки этой закупки службами контроля.

7. Упрощение и сокращение повторной процедуры при прекращении действия договора по инициативе одной стороны

Если договор расторгается по желанию заказчика, раньше нужно было начинать другую процедуру, что приводило к затягиванию сроков выполнения проектов.

Корректировки в 44-ФЗ предоставляют заказчику право заключения договора со вторым победителем этой же процедуры, однако при этом должно быть доказано, что первый победитель на самом деле не соблюдал условия договора, не выполнил возложенные на него обязательства и был включен в список безответственных поставщиков. Заказчик теперь имеет не обязанность, а возможность использовать это право.

В данной ситуации важно получить согласие поставщика на подписание договора, окончание работ либо дополнительную поставку объекта закупки.

8. Сокращение времени на подачу жалоб на деятельность заказчика либо оператора электронной торговой площадки

Раньше любой участник процедуры, не отобранный за десять дней, мог подать жалобу. По правилам Федеральной антимонопольной службы срок рассмотрения такой жалобы составлял восемь дней.

01.07.19 г. произошло сокращение срока до пяти дней со дня обнародования протокола. Изменения не распространяются на жалобы на документы/уведомления и на завершающий протокол перед вступлением договора в силу.

Невзирая на то, что период подачи жалоб сократился, участник, выбранный победителем, все еще имеет право на обжалование определенных действий заказчика до дня подписания договоров.

Этот подход дает возможность пресечения злоупотребления не аргументированным обжалованием процедур и обеспечивает гарантии того, что победитель оформит договор согласно действующим законам.

9. Возможность изменения количества и продолжительности работ не больше чем на 30% для договоров на реализацию проектов по строительству

Раньше повысить стоимость договора можно было лишь в пределах 10% от подписанного соглашения.

Эта корректировка была внесена в закон с учетом особенностей строительной отрасли, где часто возникают различные экстренные ситуации. При этом заказчики вынуждены аннулировать договор по согласию участников для повторного инициирования процедуры.

С 01.07.19 г., если договор был заключен больше года назад и его не получается по независящим от участников причинам расторгнуть по согласованной стоимости, а орган исполнительной власти соответствующего уровня разрешает увеличить стоимость, контрактная цена может быть повышена, но не больше чем на 30%.

Кроме того, можно однократно изменить срок выполнения контрактных обязательств на срок, который не превышает первоначальный, если условия договора не были выполнены по вине подрядчика либо по независящим от участников причинам, вероятно, по причине внесения корректировок в проектные документы.

Особенности повышения конкурентной борьбы в закупках

Раньше низкий уровень конкуренции в области закупок преимущественно наблюдался из-за повышенной сложностью проектных документов. Участникам приходилось заполнять множество страниц, причем постоянно присутствовал риск быть отстраненным от участия из-за малейшей неточности.

Корректировки в 44-ФЗ с 01.07.19 г. направлены, в частности, на решение этого вопроса. Например, для строительства будет нужно лишь подтверждение согласия с размещенными проектными документами (первая часть заявки при этом не рассматривается). Переписывать в данном случае ничего не нужно. Требуется только подтверждение того, что все обозначенное в технических документах будет сделано своевременно.

Предложения для исключения случаев демпинга:

1. Проверка наличия опыта реализации похожих строительных проектов до подачи ценовых предложений и в объеме не меньше 20% договора.

До этого эта проверка выполнялась после подачи предложений по цене. Корректировки сделают возможным то, что торг будет происходить между профессиональными участниками с достаточным опытом работы, которые могут в полной мере выполнить контрактные обязательства.

2. Запрет на предоставление авансов при уменьшении стоимости больше чем на четверть.

Раньше имелись ограничения относительно выдачи авансов.

- Операторы электронной торговой площадки ответственны за работу с реестром участников процедуры

В такой ситуации подразумевается аккредитация участников закупок в особом реестре, содержащим название компании – юридическое лицо, ФИО либо физическое лицо/индивидуальный предприниматель; идентификационный номер налогоплательщика; дату аккредитации на электронной торговой площадке; прочие данные и документы в случаях, которые упомянуты в законопроекте 44-ФЗ.

Если есть добавочные требования к участникам процедуры (правительственное постановление России от 4 февраля 2015 г. № 99), документацию, которая подтверждает соответствие участника доптребованиям, важно разместить для хранения в личном кабинете. Оператор электронной торговой площадки проверяет, правильно ли составлены данные заявки (все ли присутствует, стоят ли все электронные подписи и проч.). Если найдутся какие-либо недочеты, оператор отдает документы назад участнику, для которого подача заявки будет больше недоступна.

Подача заявки на закупку с доптребованием доступна лишь тому участнику, у которого в личном кабинете сохранена нужная документация. Все это избавляет от необходимости включения этой документации во вторую часть заявки.

- Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик может устанавливать свои условия обеспечения гарантийных обязательств. В данном случае от участника требуется предоставление обеспечения гарантийных обязательств, цена которого должна быть не больше чем 10% от начальной (максимальной) цены короткого аукциона. Варианты предоставления – деньгами, гарантией банка.

Другой важный момент – документ о приемке ТРУ может передаваться поставщику лишь после того, как будет предоставлено обеспечение гарантийных обязательств.

- Ликвидированы несоответствия в законодательстве по стоимости обеспечения заявки

Если начальная (максимальная) цена короткого аукциона менее 20 миллионов рублей, сумма обеспечения заявки – 0,5-1% от начальной (максимальной) цены короткого аукциона. В такой ситуации заказчик должен установить обеспечение заявки, если начальная (максимальная) цена короткого аукциона – минимум 5 000 000 рублей.

Корректировки в 44-ФЗ, имеющие большое значение для малых предпринимателей

Для представителей бизнеса в первую очередь требуется снизить экономическую нагрузку, и несколько корректировок, внесенных в законодательство нашей страны 01.07.19 г., позволяют это обеспечить.

- Для отдельных субъектов малого предпринимательства предусмотрено освобождение от обеспечения выполнения контрактных обязательств

Раньше обеспечение выполнения контрактных обязательств для этих бизнесменов производилось в общем порядке. 01.07.19 г. оно отменилось для предпринимателей, обладающих опытом реализации контрактов (за предыдущие три года) в размере актуального контракта.

- Произошло изменение суммы и правил расчета суммы обеспечения

Раньше сумма обеспечения рассчитывалась в % от начальной (максимальной) цены короткого аукциона. Если во время торгов эта цена значительно снизится, расчет будет вестись от цены, которую заявит победитель. Этот принцип будет актуален для малых предпринимателей.

- Предусмотрено разделение контрактных обязательств

Раньше предусматривалось общее обеспечение поставки и обслуживания по гарантии, а с 01.07.19 г. - отдельное. Это значит, что произошло разделение контрактных обязательств на основную часть (поставка продукции) и обслуживание по гарантии продукции.

Корректировки, которые упрощают процедуру закупок

- Упрощается последовательность планирования закупок

Раньше заказчики были вынуждены проходить нелегкую процедуру и формировать такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

Законодательные нововведения в сфере планирования закупок с 01.10.19 г. предусматривают сокращение количества этих документов – теперь нужно составлять лишь план-график, в котором будет содержаться меньше данных, что упростит его составление и отслеживание.

Помимо этого, с 01.10.19 г. отменяется обоснование закупок. От него остается единственный пункт – обоснование начальной (максимальной) цены короткого аукциона.

- Предусмотрено узаконивание закупок без конкретного объема

Заказчик не во всех ситуациях готов точно ответить, сколько продукции и услуг ему необходимо. Однако продукцию и услуги можно разделить на отдельные составляющие, и у данных составляющих будет цена. К примеру, стоимость единицы товара либо стоимость единицы услуги.

Если конкретного объема заказчик не называет, он может рассчитать начальную стоимость единицы ТРУ либо суммы цен ТРУ, однако договор будет оформлен по наибольшему значению его стоимости.

По факту, это та же начальная (максимальная) цена короткого аукциона, которая остается неизменной. Однако по стоимости, образующейся по завершении торгов, заказчик получит больший объем. Это имеет большое значение, например, при строительстве.

- В малых закупках у одного поставщика изменяется верхняя граница

Раньше эта сумма составляла сто тысяч рублей. На эти деньги могли произвести закупку у одного поставщика заказчики, упомянутые в пункте 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ. После внесения корректировок эта сумма достигает 300 тысяч рублей. Причем общие пределы затрат на эти закупки – 2 миллиона рублей либо 5% от суммарного объема закупок – все еще актуальны.

- Увеличение предела закупок медикаментов по медпоказаниям

Закупка медикаментов у одного поставщика по медпоказаниям повышена с 200 тысяч рублей до одного миллиона рублей.

- Изменение предела по закупкам у одного поставщика

Изменения вступили в действие 31.07.19 г. Они касаются повышения лимита и годового ограничения, а также увеличение количества заказчиков. В список компаний, которые могут воспользоваться такой возможностью, теперь входят дома ремесел и дома народного творчества.

Верхний лимит за эту закупку культурными учреждениями раньше достигал 400 тысяч рублей, а с 31.07.19 г. он повысился до 600 тысяч рублей.

Корректировки коснулись и сферы годовых ограничений на подобные закупки. Раньше был лишь один доступный вариант (половина СГОЗ и до 20 миллионов рублей), теперь их два: годовой объем этих закупок не может быть больше 5 миллионов рублей; лимит годового объема – половина СГОЗ и 30 миллионов рублей.