Делаем госзаказ доступным!
До недавнего времени при участии в тендерах по государственным заказам поставщики были обязаны гарантировать исполнение контракта. В роли инструмента обеспечения выступала банковская гарантия, выдаваемая только лишь банковскими организациями.
Однако 1 июня 2015 года российское законодательство, касающееся банковских гарантий, претерпело существенные изменения. В частности, были изменены 368-379 статьи ГК РФ. В результате этих изменений появилось понятие независимой гарантии, тогда как банковская гарантия не была упразднена, а просто стала частью системы гарантирования. «Независимая гарантия» – это совершенно новый термин, которого ранее не существовало в отечественном юридическом и финансовом языках.
Еще одной основополагающей переменой стало то, что гарантию согласно нововведениям теперь могут выдавать любые коммерческие учреждения, а не только банки из специального перечня Министерства Финансов. То есть, независимая гарантия фактически выдается любым юридическим лицом, но независимая банковская гарантия – исключительно банками из перечня Минфина. Что касается обеспечения государственных контрактов, то оно регулируется законом 44-ФЗ, а в него изменения не вносились. Следовательно, в качестве такого обеспечения может выступать только выданная аккредитованным банком гарантия.
Суть независимой гарантии
С изменением законодательства сущность гарантирования фактически не изменилась. Так, 368 статья ГК повествует, что под независимой гарантией подразумевается обязательство гаранта, принятое по просьбе принципала, выплатить бенефициару сумму согласно заключенному между ними договору. Гарантия действительна независимо от того, является ли действительным обязательство, обеспечиваемое с ее помощью.
Особенности независимой гарантии
Согласно действующему законодательству, а также положениям Гражданского Кодекса независимая гарантия в обязательном порядке должна содержать определенные сведения, в частности:
Новые законодательные изменения позволили существенно снизить риски, связанные с банковскими гарантиями, благодаря чему независимая гарантия стала достаточно безопасным инструментом для всех сторон. Ранее ответственность сторон или не прописывалась вовсе, или предусматривалась непосредственно в договоре гарантии. Сейчас она существует на законодательном уровне. Например, если бенефициар предоставит недостоверные или неподтвержденные документы, а также потребует выплату средств по гарантии, не имея на то основания, гарант и принципал имеют право требовать от него возмещение убытков.
При этом необходимо отметить, что независимая гарантия предусматривает обязательность выплаты вознаграждения принципалом гаранту. Это означает, что принципал может получить гарантию и на возмездном, и на безвозмездном основании.
В целом, благодаря всем изменениям в законодательстве независимая гарантия превратилась из инструмента финансового обеспечения, применяемого в довольно узких кругах, в инструмент, воспользоваться которым может практически любое юридическое лицо в тех или иных целях.