Делаем госзаказ доступным!
Ни для кого из активных участников института госзакупок не секрет, что близится время очередных серьезных изменений в законодательстве, регламентирующем всю систему государственного заказа.
Все заинтересованные участники сложившейся системы госзакупок, в той или иной степени, уже изучили новый Закон о контрактной системе, ведь с 1 января 2014г. он вступит в силу, и к этому сроку все государственные и муниципальные заказчики не только должны быть вооружены такими знаниями, но и успеть предпринять целый ряд действий, чтобы привести свою организационную структуру в соответствие с ФЗ-44. А как же быть Поставщикам? Ответу на этот вопрос и будет посвящена данная статья.
На протяжении последних трех лет проект ФЗ-44 очень активно обсуждался. Высказывались мнения, давались интервью, эксперты и аналитики критиковали или поддерживали. А именно сейчас, когда до вступления Закона в силу осталось всего ничего, вокруг этого злободневного вопроса возник своеобразный информационный вакуум. Затишье перед бурей.
Безусловно, действующий ныне ФЗ-94 не является эталоном законодательной мысли, изменения вносились в него многократно. Но худо-бедно все участники госзакупок притерпелись и научились работать в его правовом поле. Мнения всех кто знаком с проектом ФЗ-44 сходятся в одном – плох он будет или хорош, его вступление в силу будет настоящей революцией. Больше всего предстоит претерпеть Заказчикам. Их расходы и штаты вырастут, увеличится объем бумажной работы, больше придется обосновывать в заявках, будут создаваться контрактные службы, применяться т.н. антидемпинговые меры, изменится практика закупок бюджетных учреждений.
Но и Поставщикам придется не сладко. Особенно поначалу. Закон о ФКС серьезно повлияет на них. Увеличатся издержки на участие в закупках. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах необходимо будет предоставлять во всех случаях (ст.44, 96). Расходы на приобретение банковских гарантий наверняка вырастут, так как банки с 2014г. уже не смогут неконтролируемо выдавать банковские гарантии без их правильного учета. Более того, со временем Правительство РФ введет обязательное банковское сопровождение крупных контрактов. Важными для поставщиков станут и изменения в порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков. С 2014г. в него будут включаться не только сведения о самом участнике закупки. В реестр попадут сведения о руководителе этого лица, всех членах его коллегиального исполнительного органа и учредителях.
Итак, к чему необходимо готовится и каких подводных камней следует опасаться Поставщикам в свете грядущих предсказуемых изменениях в части обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов с вступлением в силу Закона о ФКС. В настоящее время львиная доля государственных и муниципальных контрактов обеспечивается с помощью банковских гарантий. И можно смело утверждать, что 80% из них это подделки. Рынок услуг по предоставлению подобных финансовых инструментов просто переполнен предложениями, и большая часть этих предложений сводится к тому, что Поставщик в итоге получает так называемые «серые», «черные», «забалансовые» банковские гарантии, по-другому выражаясь – подделки. И по разным причинам довольствуется ими. Конечно же, все понимают, чем рискуют и никто не хочет оказаться в реестре недобросовестных поставщиков, но надеются на лояльность Заказчика или его небрежность при проверке. Часто это срабатывает и компании продолжают использовать нелегитимные банковские гарантии, не получая в связи с этим серьезных проблем.
С 1 января 2014г в этой сфере все кардинально изменится. Реализация требования п. 8 статьи 45 Закона приведет к созданию единой информационной системы реестра банковских гарантий (далее – ЕИС) в области закупок для государственных нужд. Уже сейчас на крупнейших электронных площадках Сбербанк-АСТ и ЕЭТП созданы и успешно используются реестры выданных банковских гарантий. А п. 1 статьи 45 ФЗ-44, отсылая нас к статье 176.1 Налогового кодекса РФ, как источнику требований к банкам, имеющим право на выдачу банковских гарантий, позволяет составить строгий перечень этих банков. Что и делает Министерство финансов РФ, ежемесячно обновляя (http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/). Согласно этому перечню на данный момент этих банков всего 337. Те, кто пробовал самостоятельно получить банковскую гарантию в т.н. ТОП-банках первой сотни, не являясь их постоянным крупным клиентом, отлично знают, это просто невозможно. А те, кто пока не пробовал, скоро убедятся в этом. Банки, занимающие в рейтингах места с 1 по 150, либо вообще не выдают гарантии, либо выдают их исключительно своим постоянным клиентам. Таким образом, для 99% Поставщиков с 1 января возможность получить настоящую банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта останется лишь в 100-150 банках. А использовать т.н. «левые»- «серые» будет просто невозможно благодаря введению ЕИС реестра банковских гарантий. Более того! Все гарантии, выданные до 2014г. для обеспечения исполнения контрактов, срок исполнения которых заканчивается в 2014г. или позже, будут также перепроверяться в соответствии с требованиями Закона о ФКС и вноситься в ЕИС. Есть над чем задуматься. Компаниям-поставщикам, которые использовали нелегитимные гарантии и по счастью не имели проблем, уже сейчас необходимо пытаться получить официальную гарантию или хотя бы убедиться в возможности ее получения в будущем. С учетом того, что требование предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ является обязательным во всех случаях (ст.44, ст.96) и в качестве обеспечения будут приниматься только денежные средства или банковские гарантии, объем выдаваемых банковских гарантий возрастет настолько, что прогнозируется настоящий ажиотаж на этом направлении. Банков, от которых реально можно будет получить БГ останется всего 100-150, а компаний-поставщиков нуждающихся в обеспечении исполнения контрактов сотни тысяч! В связи с этим сложности ожидают даже те компании, которые по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, казалось бы, должны получить БГ в любом банке без проблем. Что уж говорить о тех предприятиях, которые по тем или иным причинам не соответствуют требованиям банков-гарантов. А в свете изменений в порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (см.выше), проблема со своевременным получением БГ для большинства поставщиков будет стоять очень остро.
Рынок диктует свои условия. Не стоит ждать пока «грянет гром». Лучше уже сейчас убедиться в возможности получения официальной банковской гарантии. Специалисты компании НФПК всегда готовы помочь оформить гарантию, соответствующую всем требованиями действующего законодательства с резервированием средств на счету и отражением в балансе, от банков, имеющих право на предоставление подобных услуг. Все банки-партнеры компании НФПК входят в перечень Минфина, сформированный в соответствии с требованиями ст. 45 ФЗ-44. Любой участник госзакупок, будь то специализированная организация, заказчик или поставщик, который хочет убедиться в легитимности гарантий, используемых в настоящий момент или ранее, легко может сделать это с помощью НФПК.
Обратившись по телефонам 8 (495) 729-91-10; 8 (800) 700-28-78 всегда можно рассчитывать на помощь в получении и/или проверке банковской гарантии.