Делаем госзаказ доступным!
В то время, пока в России не принят закон о ФКС, совершенствуется и улучшается действующее законодательство: 23 июля 2012 года в Федеральный закон №94-ФЗ была внесена существенная поправка, исключающая поручительство из видов обеспечения исполнения государственных контрактов. Почему законотворцы пошли на такой шаг, и чем изменения грозят всей системе государственных закупок?
Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»» был принят в сжатые сроки, подписан Президентом РФ 20 июля 2012 года, а уже 23 июля он вступил в силу. Такая поспешность говорит о том, что во внесении поправки заинтересованы все участники системы государственных закупок, но в первую очередь изменения призваны снизить риски для заказчиков и в целом повысить прозрачность всей системы.
Нет поручительства — нет проблем
Главная проблема поручительства в виде обеспечения исполнения государственного контракта заключается в том, что никто не может поручиться за поручителя. Вполне естественно, что это вызвало к жизни разнообразные мошеннические схемы, приносившие государству многомиллионные убытки.
С принятием закона №122-ФЗ эта проблема решается, и теперь в качестве обеспечения могут применяться только доказавший свою эффективность залог денежных средств и самая удобная для заказчика и исполнителя банковская гарантия.
Поручительство исключено, вопросы — остались
В первые часы после вступления поправок в силу у участников системы госзакупок возник ряд вопросов, ответов на которые в 122-ФЗ не было. Главный вопрос — возможно ли использовать поручительство в торгах, объявленных до 23 июля 2012 года? Ответ был дан Федеральной антимонопольной службой только 30 июля, и он был вполне логичен и ожидаем.
В случае, если торги были объявлены (то есть, если документация о торгах была опубликована на сайте госзакупок) до 22 июля 2012 года (включительно), то поручительство может быть предоставлено в качестве обеспечения исполнения госконтракта. Однако даже в этом случае за заказчиком остается право внести изменения в документацию, исключив из нее поручительство как возможный вид обеспечения.
Для торгов, объявленных с 23 июля 2012 года, все просто и недвусмысленно — в качестве обеспечения поручительство использоваться не может.
Залог или банковская гарантия — чему отдать предпочтение?
Итак, с 23 июля 2012 года система государственных закупок лишилась такой практики (весьма порочной), как поручительство. Это скорее позитивное изменение, которое лишит мошенников и недобросовестных исполнителей возможности заработать «легкие» государственные деньги, а заказчикам даст больше уверенности в качестве товаров и услуг.
Однако здесь возникает другой вопрос: чему отдать предпочтение — залогу денежных средств или банковской гарантии? Ответ специалистов НФПК прост и однозначен — только банковская гарантия. Это самый современный, надежный и удобный вид обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, который одинаково удобен и для исполнителей, и для заказчиков.
В случае банковской гарантии компании-исполнителю не придется изымать оборотные средства и понижать собственную ликвидность, а заказчик будет уверен, что в случае возникновения проблем он получит компенсацию от надежного банка или иного финансово-кредитного учреждения.
Если вы по-настоящему заинтересованы в качественном и надежном исполнении государственного контракта, то лучшим решением станет банковская гарантия от компании НФПК!